Взаимоотношение родителей и потомства
Известно, что новорожденные дельфины с первых мгновений весьма приспособлены к самостоятельной жизни (в отличие от детенышей других млекопитающих). Малыши рождаются способными видеть, слышать, плавать, обмениваться с матерью звуковой информацией, отличать свою мать от других дельфинов.
В течение первых недель дельфиненок не отплывает от матери. У новорожденных существуют особые, видимо врожденные формы поведения, способствующие его выживанию в первые дни жизни: он плывет сзади и несколько сбоку от спинного плавника матери, оказываясь таким образом в наиболее защищенном месте. Если поблизости находится еще одна взрослая самка, она плавает рядом с матерью, так что детеныш попадает между двумя спинными плавниками и защищен с обеих сторон (рис.2). Плавая рядом с матерью, дельфиненок никогда не отстает от нее, с какой бы скоростью ни плыла мать, не затрачивая при этом много усилий, - этому способствуют законы, известные из гидродинамики.
Всякая попытка детеныша в первые недели его жизни присоединиться к другим взрослым дельфинам сразу пресекается матерью. Если дельфиненок не слушается, следует наказание: мать прижимает его рострумом ко дну бассейна и держит в таком положении примерно полминуты. Такая бдительность с ее стороны оправдана, поскольку были зафиксированы случаи нападения взрослых самцов на только что родившегося дельфиненка.
Потерявшись, детеныш активно разыскивает мать. При этом он на большой скорости плавает по кругу, у поверхности воды, в том месте, где он был с нею в последний раз, непрерывно посвистывая.
Обычно какая-нибудь взрослая самка помогает матери по уходу за новорожденным и его защите. А. Мак-Брайд и Г. Критцлер (1951) наблюдали, как другие самки помогали матери-афалине поднимать мертворожденного детеныша. Помогающая матери самка отражает агрессивно настроенных самцов. Такую заботу о безопасности новорожденного проявляют иногда несколько самок в продолжение нескольких недель после его рождения. При любой тревоге в бассейне все дельфины собираются группой, в середине оказываются детеныши с матерью и опекающая его самка
Также смотрите:
Культурологическая
стрела
В эволюции культуры четко просматриваются два направления - это развитие искусства и науки. Системообразующий фактор в эволюции культуры - естествознание, познание человеком окружающего мира и самого себя, как природных феноменов. Искусство и наука - две дополняющих д ...
Обучение дельфинов языку посреднику
Способность морских млекопитающих к овладению языками-посредниками в течение ряда лет изучает американский исследователь Л. Херман (Herman, 1986). В его работах дельфины-афалины должны были сначала усвоить «названия» различных предметов в бассейне и совершаемых с ними ...
Круговорот веществ и энергии в биосфере
Все живые организмы находятся во взаимосвязи с неживой природой и включаются в непрерывный круговорот веществ и энергии. В результате происходит биогенная миграция атомов. Необходимые для жизни организмов химические элементы переходят из внешней среды в организм. При ...
