Класс брюхоногие

Места обитания, строение и образ жизни.

Брюхоногие (улитки) — самый крупный класс в типе моллюсков (около 90 тыс. видов). К ним относятся прудовики, катушки, слизни, виноградные улитки. Прудовики и катушки живут в пресных водоемах, слизни — в увлажненных местах суши (обычны на полях, в огородах), виноградные улитки — в виноградниках. Эти улитки питаются в основном растениями. Имеются среди них и хищники, например рапана (живет в морях, поедает устриц и мидий).

Раковина у брюхоногих моллюсков единая, похожа на завиток. У некоторых моллюсков (слизней) она редуцирована и скрыта под кожей. Брюхоногие моллюски имеют голову, туловище и ногу. На голове располагаются рот, одна или две пары щупалец и глаза (у основания щупалец или на концах верхней пары). Мускулистая нога занимает брюшную сторону тела. Мантия брюхоногих моллюсков имеет вид кармана, образующего "легкое" с дыхательным отверстием. Кислород из атмосферного воздуха, заполняющего "легкое", проникает через стенку мантии в разветвленные в ней кровеносные сосуды, а углекислый газ из кровеносных сосудов выходит наружу.

Брюхоногие скоблят пищу теркой — языком, покрытым многочисленными роговыми зубчиками. У них имеются слюнные железы, протоки которых впадают в переднюю кишку, пищеварительная железа, совмещающая функции печени и поджелудочной железы и открывающаяся протоками в среднюю кишку — орган, в котором происходит переваривание пищи.

Размножение. Многие брюхоногие моллюски — гермафродиты. Оплодотворенные яйца обычно откладывают на листья растений (прудовики, катушки), между комочками почвы (слизни), в вырытые ямки (виноградная улитка). Внутри яиц развиваются маленькие улитки.

Значение. Улитки входят в цепи питания рыб, жаб, птиц, кротов, выхухоли, повреждают сельскохозяйственные растения (слизни, виноградные улитки), служат промежуточными хозяевами печеночного сосальщика (малый прудовик), сильно сокращают численность мидий и устриц (рапаны).


Также смотрите:

Роль хаоса в эволюции
Путь хаоса, термодинамическая ветвь остается как один из возможных путей эволюции в открытых нелинейных средах. Необходимо осознавать конструктивную роль хаоса в эволюции. Например, аналогом хаоса в социальной области является рынок, рынок в обобщенном смысле, не толь ...

Структура научного знания
Под термином «наука» обычно понимается особая сфера деятельности людей, главной целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний обо всех сторонах и областях действительности. При таком понимании сущности науки она представляет собой ...

Понятие “горного экотона”
В современной географии одним из перспективных и интересных направлений стало изучение экотонов. Само понятие «экотона» как переходного пространства между фитоценозами, обладающего специфическими свойствами (повышенным биоразнообразием, обилием организмов) было предло ...