Картина мира в системе теоретического и эмпирического знания. Понятие научной картины мира.
Страница 1

Биология » Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира » Картина мира в системе теоретического и эмпирического знания. Понятие научной картины мира.

Логико-гносеологический анализ показывает, что понятие "научная картина мира" и его составляющие носят конкретно-исторический характер и меняются на протяжении развития человеческой цивилизации и самой науки. Все три термина – "научная", "картина", "мир" являются весьма многозначными, неся значительную философски-мировоззренческую нагрузку.

В настоящее время термином "мир" обозначают различные фрагменты объективной реальности: 1) масштабные земные процессы; 2) метагалактику и космические образования (космические миры); 3) саму Вселенную; 4) совокупность разнокачественных вселенных; 5) весь Универсум (Мультимир) как единую систему, включающую в себя и многообразие вселенных (мегамир), и микроэволюционные процессы и явления (например, вакуумноподобное состояние), и макромир с его подсистемами, куда входит земная материя. Применительно к общенаучной научной картине мира целесообразно использовать именно последнюю интерпретацию.

Что касается понятия "картина", то высказывается мнение о его метафоричности. На самом деле можно констатировать обратное: происходит наполнение данного термина действительным, полностью ему соответствующим содержанием. Этому во многом способствует компьютерная виртуальная реальность. Фрагменты, системы, явления объективной реальности – космоса, микромира, генетической структуры, человека и отдельных его подсистем, не только получают визуальное отображение, но данные образы превращаются в многоцветные, объемные, подвижные, изменяющиеся в пространстве и во времени [2].

Термин "научная", во-первых, указывает источник происхождения знаний о мире, а именно – науку, а во-вторых, подчеркивает истинность (научность) этих знаний. Но в научной картине мира всегда будут присутствовать гипотезы, догадки, интуитивные предположения. В них концентрируется все то, что еще не объяснено и не имеет определенной теоретической формы. Новые умозрительные построения и гипотезы, постепенно обретая четкую форму и содержание, приводят не только к расширению и углублению (детализации) картины мира, но на конкретном историческом этапе – к структурной перестройке, являясь залогом ее совершенствования [2].

Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития.

При описании картины мира эти связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание [9].

Необходимо учитывать, что благодаря человеческой деятельности реализуются возможные и не противоречащие законам природы, но в то же время маловероятные для нее, линии развития. Подавляющее большинство объектов и процессов, порожденных человеческой деятельностью, принадлежит к области искусственного, не возникающего в самой природе без человека и его активности. А поскольку наука создает предпосылки для появления в технико-технологических приложениях широкого спектра такого рода "искусственных" объектов и процессов, постольку можно полагать научную картину мира в качестве предельно абстрактной "матрицы" их порождения. И в этом смысле можно сказать, что научная картина мира, будучи упрощением, схематизацией действительности, вместе с тем включает и более богатое содержание по сравнению с актуально существующим миром природных процессов, поскольку она открывает возможности для актуализации маловероятных для самой природы (хотя и не противоречащих ее законам) направлений эволюции.

В современной философской и специально-научной литературе термин "научная картина мира" применяется, например, для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом значении используются также термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие целостность мировоззрения.

Страницы: 1 2


Также смотрите:

Характеристика водорастворимых витаминов
Тиамин (витамин В,) Рибофлавин (витамин В2) Пантотеновая кислота (витамин В3) Никотиновая кислота (витамин В5, РР) Пиридоксин (витамин В6) Цианкобаламин (витамин В12) Пангамовая кислота (витамин В15) Аскорбиновая кислота (витамин С) Цитрин (витамин Р) Биотин ...

Зонально-скоростное центрифугирование
Метод зонально-скоростного, или, как его еще называют, s-зонального центрифугирования, заключается в наслаивании исследуемого образца на поверхность раствора с непрерывным градиентом плотности. Затем образец центрифугируют до тех пор, пока частицы не распределятся вдо ...

Нейрохимические аспекты наркомании и алкоголизма
При алкоголизме и наркомании происходит поражение холинергической системы: наблюдается пониженная холинергическая передача при интоксикации. При абстинентном синдроме, напротив, холинергическое влияние доминирует, приводя к нарушениям, сходным с наблюдаемыми при болез ...