Современные тенденции развития методологии естественно-научного познания
Страница 1

Биология » Естественно-научное познание - структура и динамика. Основы методологии естественно-научного познания » Современные тенденции развития методологии естественно-научного познания

Итак, в современных естественно-научных исследованиях используются самые различные методы и методологические приемы.

Следует отметить, что вопросы методологии естественнонаучного анализа (да и вообще мето­дологии науки) и совокупность используемых методов ана­лиза не выступают застывшими, раз и навсегда данными. Напротив, в разные исторические периоды и в разных науч­ных контекстах на первый план выходят различные методо­логические принципы и разные группы методов. Отчасти это зависит от предпочтений конкретных деятелей науки, иссле­дователей, но в большей мере все же от существа стоящих перед исследователем задач, от специфики самих объектов научного анализа.

Положение в области методологии резко меняется в ходе научных революций, время от времени происходящих в на­уке вообще, и в научном естествознании, в частности. В ходе таких революций меняются не только какие-то блоки, секто­ра научных методологий, но даже сама так называемая «па­радигмам науки, по выражению американского историка науки Т. Куна (1922—1996). Под парадигмой науки обычно понимают совокупность убеждений, ценностей, норм и тех­нических средств, принятых научным сообществом и обеспе­чивающих существование научной традиции. Например, к парадигмам, по мнению Т. Куна, можно отнести аристоте­левскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновс­кую механику.

Периоды спокойного, нормального развития науки исто­рически сменяются особыми "скачками", приводящими к смене господствующих парадигм. В результате перед учены­ми встают сложные задачи верного выбора в своем исследо­вании конкретной научной парадигмы, а в ряде случаев и умения творчески использовать разные наборы методологи­ческих программ и приемов. И это вовсе не проявление мето­дологической неграмотности, методологического "анархизма", беспринципности отдельных ученых, как считали ранее не­которые борцы за "чистоту" научной методологии, а ско­рее естественное стремление современных ученых использо­вать весь разнообразный арсенал действенных научных мето­дов при изучении сложных, многокачественных и многофунк­циональных объектов. Разумеется, при этом всегда остается и проблема корректности и обоснованности использования учеными конкретных групп методов в рамках данного иссле­дования. Важно и то, что сам объект, его качественная специ­фика как бы "задают тон" научного исследования.

Развивая этот аспект анализа, можно зафиксировать не­которые принципиальные особенности современной методо­логии научного естествознания

Прежде всего исследователи отмечают широкое распрос­транение идей и методов синергетики — теории самооргани­зации и развития сложных систем любой природы. В синер­гетике убедительно показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уров­ней организации, связь между которыми осуществляется че­рез взаимопереходы гармонии и хаоса. Отличие синергетического взгляда от традиционного, очевидно, состоит в пере­ходе от исследования простых систем к сложным, от закры­тых к открытым, от линейности к нелинейности, от равно­весных форм к неравновесным, от господства стабильности к господству нестабильности.

Среди ключевых идей синергетики, существенно влияю­щих на методологию изучения природных процессов и явле­ний, можно выделить следующие:

- для современного реального мира существенной его ха­рактеристикой является эволюционность, необратимый харак­тер процессов развития, а также возможность решающего вли­яния малых событий и действий на общее течение событий;

- для сложноорганизованных целостных систем харак­терна не единственность, а множественность путей развития, что не исключает момент их строгой количественной заданности, а также возможность выбора из общего числа вариан­тов неких оптимальных;

Страницы: 1 2 3


Также смотрите:

Спинной мозг
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж с дорсальными и вентральными корешками. Он переходит в ствол головного мозга. Спинной мозг — структурно-физиологическое образование ЦНС из нейронов. Тела нейронов формируют серое веще ...

Тактильный анализатор
Тактильный анализатор служит для анализа всех механических влияний, действующих на тело человека. Рецепторы, предназначенные для этого, содержатся в коже, в частности, в эпидермисе, дерме и частично в подкожной клетчатке. Выделяют 3 основных вида рецепторов: 1. Реце ...

Продукция и деструкции органического вещества микроорганизмами
В соленых озерах непрерывно протекают процессы образования и разложения ОВ при участии различных физиологических групп бактерий. В таких водоемах высокие значения минерализации ограничивают развитие высших форм жизни (Заварзин и др., 2000). Первичными продуцентами в н ...