Современные тенденции развития методологии естественно-научного познанияСтраница 1
Итак, в современных естественно-научных исследованиях используются самые различные методы и методологические приемы.
Следует отметить, что вопросы методологии естественнонаучного анализа (да и вообще методологии науки) и совокупность используемых методов анализа не выступают застывшими, раз и навсегда данными. Напротив, в разные исторические периоды и в разных научных контекстах на первый план выходят различные методологические принципы и разные группы методов. Отчасти это зависит от предпочтений конкретных деятелей науки, исследователей, но в большей мере все же от существа стоящих перед исследователем задач, от специфики самих объектов научного анализа.
Положение в области методологии резко меняется в ходе научных революций, время от времени происходящих в науке вообще, и в научном естествознании, в частности. В ходе таких революций меняются не только какие-то блоки, сектора научных методологий, но даже сама так называемая «парадигмам науки, по выражению американского историка науки Т. Куна (1922—1996). Под парадигмой науки обычно понимают совокупность убеждений, ценностей, норм и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Например, к парадигмам, по мнению Т. Куна, можно отнести аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику.
Периоды спокойного, нормального развития науки исторически сменяются особыми "скачками", приводящими к смене господствующих парадигм. В результате перед учеными встают сложные задачи верного выбора в своем исследовании конкретной научной парадигмы, а в ряде случаев и умения творчески использовать разные наборы методологических программ и приемов. И это вовсе не проявление методологической неграмотности, методологического "анархизма", беспринципности отдельных ученых, как считали ранее некоторые борцы за "чистоту" научной методологии, а скорее естественное стремление современных ученых использовать весь разнообразный арсенал действенных научных методов при изучении сложных, многокачественных и многофункциональных объектов. Разумеется, при этом всегда остается и проблема корректности и обоснованности использования учеными конкретных групп методов в рамках данного исследования. Важно и то, что сам объект, его качественная специфика как бы "задают тон" научного исследования.
Развивая этот аспект анализа, можно зафиксировать некоторые принципиальные особенности современной методологии научного естествознания
Прежде всего исследователи отмечают широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. В синергетике убедительно показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через взаимопереходы гармонии и хаоса. Отличие синергетического взгляда от традиционного, очевидно, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от равновесных форм к неравновесным, от господства стабильности к господству нестабильности.
Среди ключевых идей синергетики, существенно влияющих на методологию изучения природных процессов и явлений, можно выделить следующие:
- для современного реального мира существенной его характеристикой является эволюционность, необратимый характер процессов развития, а также возможность решающего влияния малых событий и действий на общее течение событий;
- для сложноорганизованных целостных систем характерна не единственность, а множественность путей развития, что не исключает момент их строгой количественной заданности, а также возможность выбора из общего числа вариантов неких оптимальных;
Также смотрите:
Планирование анализа сцепления для болезней с
простым типом наследования
Под простым типом наследования мы понимаем, что болезнь: 1) наследуется как классический менделеевский доминантный или рецессивный признак, проявляющий полную пенетрантность, и 2) вызвана мутациями в одном локусе. Данные точных эпидемиологических исследований заболева ...
Написать в виде схемы реакции синтеза гликогена
Ответ.
Прежде всего, глюкоза подвергается фосфорилированию при участии фермента гексокиназы, а в печени – и глюкокиназы. Далее глюкозо-6-фосфат под влиянием фермента фосфоглюкомутазы переходит в глюкозо-1-фос-фат:
Образовавшийся глюкозо-1-фосфат уже непосредственн ...
Химическая природа и физико-химические свойства.
Витамин Е или токоферол, представляет собой маслянистую жидкость желтоватого цвета. Каррер в 1938 г. получил α - токоферол синтетически из триметилгидрохинона и фенилбромида.
В настоящее время получено 7 различных токоферолов, незначительно отличающихся один от ...