Современные тенденции развития методологии естественно-научного познанияСтраница 2
- сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути развития, а необходимо понять, как можно способствовать проявлению их собственных тенденций развития;
- в развитии сложных систем встречаются некие точки бифуркации, где возможны различные варианты дальнейшего развития, где происходит ветвление дальнейших направлений развития;
- взаимодействие системы с внешним миром, ее погружение в неравновесные состояния может стать исходным пунктом в формировании новых динамических состояний - диссипативных структур;
- на всех уровнях самоорганизации источником порядка является неравновесность, которая есть то, что порождает «порядок из хаоса», вызывает возникновение нового единства;
- хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции;
- по мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности;
- зная основные тенденции самоорганизации системы, можно в какой-то мере регулировать процесс ее дальнейшей эволюции, ускорять или замедлять, оптимизировать формы протекания процессов.
Как нетрудно видеть, идеи синергетики существенно меняют общие исследовательские подходы к сложным объектам науки. Хотя, разумеется, синергетику нельзя рассматривать как некую "панацею" современной науки, и использовать ее необходимо в единстве с традиционными методами научного познания.
Еще одним принципиальным методологическим моментом современного естествознания выступает укрепление парадигмы целостности, то есть осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Здесь фиксируется единство общества, биосферы, ноосферы, техносферы и т.п., макро-, микро- и мегамиров. Вся Вселенная предстает при этом единой, подчиняющейся действию неких пока малопознанных законов, когда господствует единство ритмов и гармонических рядов.
В современной науке укрепляется и находит все более широкое применение идея эволюционизма - глобального, локального, универсального, а также родственная ей идея коэволюции, то есть сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Идея эволюционизма подчеркивает определенный характер процессов развития современных систем, где на первый план выходит момент саморазвития, саморегулирования. В свою очередь, идея коэволюции сегодня предстает поистине универсальной, пронизывающей все мыслимые эволюционные процессы. Важно и то, что в процессе коэволюции разных систем и подсистем, как правило, не наблюдается подавление одними из них других, а происходит их взаимная адаптация, "мягкая притирка" друг к другу.
Исследователи отмечают также принципиальное изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов к его изучению. Поскольку объектами современной науки стали, как правило, сложные системы, постольку они предстают многокачественными и полифункциональными, требующими при изучении их свойств и тенденций развития использования средств разных научных дисциплин, формирования особых научных коллективов, включающих в себя представителей самых разных научных направлений.
Объектом современной науки (и естествознания в том числе) становятся сегодня так называемые "человекоразмерные" системы: медико-биологические, экологические, системы "человек – машина" и т.п.
Происходит также самое широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.
В естествознании XX века формируется и получает все более широкое распространение так называемый "антропный" принцип. Именно этот принцип устанавливает связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и массами элементарных частиц.
Также смотрите:
Сохранение озонового слоя
Определенное влияние на климат нашей планеты оказывает существование в стратосфере на высоте 25—30 км озонового слоя. Озон образуется в верхних слоях атмосферы при реакции молекулярного кислорода с атомарным, являясь продуктом диссоциации молекулярного кислорода под д ...
Клональное
микроразмножение отдаленных гибридов
Эмбриокультура дает возможность вырастить гибридные растения из неполноценных зародышей.
Размножают гибриды путем активации развития меристемы пазушных почек (черенкованием стерильных побегов), адвентивными почками или регенерацией растений из каллусной ткани, в част ...
Математические знания.
В рассматриваемую эпоху математические знания развивались в следующих основных направлениях.
Во-первых, расширяются пределы считаемых предметов, появляются словесные обозначения для чисел свыше 100 единиц - с начала до 1000, а затем вплоть до 10 000.
Во-вторых, з ...