Современные тенденции развития методологии естественно-научного познания
Страница 2

Биология » Естественно-научное познание - структура и динамика. Основы методологии естественно-научного познания » Современные тенденции развития методологии естественно-научного познания

- сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути развития, а необходимо понять, как можно способствовать проявлению их собственных тенденций развития;

- в развитии сложных систем встречаются некие точки бифуркации, где возможны различные варианты дальнейше­го развития, где происходит ветвление дальнейших направ­лений развития;

- взаимодействие системы с внешним миром, ее погруже­ние в неравновесные состояния может стать исходным пунк­том в формировании новых динамических состояний - диссипативных структур;

- на всех уровнях самоорганизации источником порядка является неравновесность, которая есть то, что порождает «по­рядок из хаоса», вызывает возникновение нового единства;

- хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции;

- по мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности;

- зная основные тенденции самоорганизации системы, мож­но в какой-то мере регулировать процесс ее дальнейшей эво­люции, ускорять или замедлять, оптимизировать формы про­текания процессов.

Как нетрудно видеть, идеи синергетики существенно ме­няют общие исследовательские подходы к сложным объек­там науки. Хотя, разумеется, синергетику нельзя рассматри­вать как некую "панацею" современной науки, и использовать ее необходимо в единстве с традиционными методами научного познания.

Еще одним принципиальным методологическим моментом современного естествознания выступает укрепление парадигмы целостности, то есть осознание необходимости глобального всесто­роннего взгляда на мир. Здесь фиксируется единство общества, биосферы, ноосферы, техносферы и т.п., макро-, микро- и мегамиров. Вся Вселенная предстает при этом единой, подчиняю­щейся действию неких пока малопознанных законов, когда господствует единство ритмов и гармонических рядов.

В современной науке укрепляется и находит все более широкое применение идея эволюционизма - глобального, локального, универсального, а также родственная ей идея коэволюции, то есть сопряженного, взаимообусловленного изме­нения систем или частей внутри целого. Идея эволюциониз­ма подчеркивает определенный характер процессов развития современных систем, где на первый план выходит момент саморазвития, саморегулирования. В свою очередь, идея коэ­волюции сегодня предстает поистине универсальной, прони­зывающей все мыслимые эволюционные процессы. Важно и то, что в процессе коэволюции разных систем и подсистем, как правило, не наблюдается подавление одними из них дру­гих, а происходит их взаимная адаптация, "мягкая притир­ка" друг к другу.

Исследователи отмечают также принципиальное измене­ние характера объекта исследования и усиление роли меж­дисциплинарных комплексных подходов к его изучению. Поскольку объектами современной науки стали, как прави­ло, сложные системы, постольку они предстают многокаче­ственными и полифункциональными, требующими при изу­чении их свойств и тенденций развития использования средств разных научных дисциплин, формирования особых научных коллективов, включающих в себя представителей самых раз­ных научных направлений.

Объектом современной науки (и естествознания в том чис­ле) становятся сегодня так называемые "человекоразмерные" системы: медико-биологические, экологические, системы "человек – машина" и т.п.

Происходит также самое широкое включение в поле зре­ния естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

В естествознании XX века формируется и получает все более широкое распространение так называемый "антропный" принцип. Именно этот принцип устанавливает связь суще­ствования человека (как наблюдателя) с физическими пара­метрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универ­сальными константами взаимодействия и массами элемен­тарных частиц.

Страницы: 1 2 3


Также смотрите:

Развитие органического мира. Возникновение жизни на Земле
По данным науки, жизнь появилась на Земле 2—3 млрд лет назад. Однозначного ответа о зарождении жизни на планете нет. Л. Пастер доказал, что живое не может произойти из неживого. В. И. Вернадский высказал гипотезу о вечности жизни и расселении ее с планеты на планету ( ...

Отличия в строении рибосом прокариотов и эукариотов.
Процесс трансляции у про- и эукариот отличается незначительно. Идет он с помощью рибосом - самых мелких и самых многочисленных из клеточных органоидов. Прокариотическая клетка содержит несколько тысяч рибосом, в эукариотической клетке их в десятки раз больше. Рибосо ...

Методика создания ступенчатого градиента плотности
Для создания градиента плотности в центрифужную пробирку осторожно вносят при помощи пипетки несколько растворов с последовательно уменьшающейся плотностью. Затем на самый верхний слой, имеющий наименьшую плотность, наслаивают образец в виде узкой зоны, после чего про ...