Структура научного знания

Биология » Наука как часть культуры » Структура научного знания

Под термином «наука» обычно понимается особая сфера деятельности людей, главной целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний обо всех сторонах и областях действительности. При таком понимании сущности науки она представляет собой систему, многообразные элементы которой связаны между собой общими мировоззренческими и методологическими основаниями. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные и технические научные дисциплины (отдельные науки). Современная наука охватывает более 15 тысяч дисциплин, число профессиональных ученых в мире превысило 5 млн. человек. Поэтому наука сегодня имеет очень сложную структуру и организацию, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.

Структура научного знания с точки зрения ориентации на практическое применение

По ориентации на практическое применение науки объединяются в две большие группы: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки — это система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, не имеющая выраженной практической направленности.

Эти науки создают теории, объясняющие основы бытия людей; фундаментальные знания этих теорий определяют особенности представления человека о мире и самом себе, т.е. являются основанием для научной картины мира. Как правило, фундаментальные исследования проводятся в силу не внешних (социальных) потребностей, а внутренних (имманентных) стимулов. Поэтому для фундаментальных наук характерна аксиологическая (ценностная) нейтральность. Открытия и достижения фундаментальных наук являются определяющими в формировании естественно-научной картины мира, изменения парадигмы научного мышления. В фундаментальных науках вырабатываются базовые модели познания, выявляются понятия, принципы и законы, составляющие основание прикладных наук. К фундаментальным наукам относятся математика, естественные науки (астрономия, физика, химия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, экономика, социология, философия и др.), гуманитарные науки (филология, психология, культурология и т.д.).

Прикладные науки рассматриваются как система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию.

Опираясь на результаты фундаментальных исследований, они ориентируются на решение конкретных проблем, связанных с интересами людей. Прикладные науки амбивалентны, т.е. в зависимости от сферы приложения они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на человека, таким образом, они ценностно ориентированы. К прикладным наукам относятся технические дисциплины, агрономия, медицина, педагогика и др.

Структура научного знания с точки зрения предметного единства

Также наука должна быть рассмотрена в содержательном аспекте, с точки зрения предметного единства. Поскольку окружающий нас мир может быть разделен на три сферы — природу, общество и человека, науки также делятся на т р и группы: 1) естествознание (наука о природе), 2) обществознание (наука о видах и формах общественной жизни) и 3) гуманитарное знание, изучающее человека как мыслящее существо. Каждая из них, в свою очередь, представляет сложный комплекс множества взаимодействующих между собой самостоятельных наук.

Так, в естествознание, предметом которого является природа как единое целое, входят физика, химия, биология, науки о Земле, астрономия, космология и т.д., в обществознание — экономические науки, право, социология, политические науки. Среди гуманитарных наук необходимо выделить психологию, логику, культурологию, языкознание, искусствоведение и др. Особое место в нашей схеме занимает математика, которая вопреки широко распространенному заблуждению не является частью естествознания. Это междисциплинарная наука, которая используется как естественными, так общественными и гуманитарными науками. Очень часто математику называют универсальным языком науки, цементом, скрепляющим ее здание. Особое место математики определяется предметом ее исследования. Математика — наука о количественных отношениях действительности (все остальные науки имеют своим предметом какую-либо качественную сторону действительности), она имеет более общий, абстрактный характер, чем все остальные науки, ей все равно, что считать.


Также смотрите:

Полигенное наследование
Известно, что наследование некоторых признаков характеризуется такими генетическими феноменами, как гетерогенность, неполная пенетрантность или интегрирующее взаимодействие. Наиболее сложное наследование – полигенное, при котором аллели нескольких разных локусов взаим ...

Ржавчина.
Ржавчина хлебных злаков вызывается грибами из класса Базидиомицеты (Basidiomycetes), порядка Ржав­чинные (Uredinales). Ржавчинные грибы, поражающие хлебные злаки, относятся к роду Puccinia, имеют слож­ный цикл развития, включающий 3 стадии (весеннюю, летнюю и зимнюю), ...

Биологическое действие холина.
Холин в организме играет важную роль. Соединяясь с уксусной кислотой, он образует ацетилхолин - химический медиатор нервной системы. Очень много ацетилхолина обеспечивает в организме проведение возбудимости от нервов к исполнительным органам. В свою очередь холин явля ...