Антропология как наука
Страница 2

Биология » Антропология как наука » Антропология как наука

Новый подъем антропологических знаний начинается в эпоху великих географических открытий (XV— XVII вв.). Путешественники-европейцы увидели новые страны и континенты со своеобразным, диковинным миром, познакомились с народами далеких материков (Индией, Китаем, Америкой, Африкой), с их культурой, бытом, правами, языками.

Накопление фактического материала шло неразрывно с построением теорий о происхождении человека с изменением привычных, почти незыблемых воззрении на окружающий мир и природу, рождались идеи о всеобщности закона изменения вещей, о развитии живой природы. Позже, в XVIII в. создавались многочисленные естественные классификации, где человеку отводилось место в отряде приматов, как роду и виду Homo sapiens. Появились первые классификации человеческих рас, в которых ученые пытались систематизировать, упорядочить все многообразие человеческой разноликости. В начале, лишь на чисто визуальных наблюдениях и по оценке внешних различий между людьми «строились» расовые деления, часто с привлечением этнографических описаний — быта, культуры, языка того или иного народа. В классификациях К. Линнея (1775), Ж. Бюффона (1740), а позже И.Ф. Блуменбаха, Дгк. Гентера, П. Кампера и др. уже были предприняты попытки классифицировать человечество, коснувшись вопросов происхождения рас, влияния среды на формирование расовых признаков, сравнительного изучения анатомических особенностей человека, краниологических признаков на черепах, принадлежащих представителям разных рас.

Труды французских философов-материалистов (Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха) и крупнейших биологов-эволюционистов XVIII в. (Ж.-Б. Ламарка, Ж. Кювье, К. Линнея) оказали революционное влияние на развитие многих направлений естествознания, в том числе на антропологию. Задача объяснить сущность природы, рассматривать человека как часть материального мира, подчиненного его законам,— было главным в деятельности французских просветителей. В таких сочинениях мыслителей-материалистов, как «Мысли об объяснении природы» Д. Дидро, «Система природы» П. Гольбаха, «Об уме», «О человеке» К. Гельвеция четко прослеживается идея о первичности материи, о том, что только материя является единственной реальностью, основой многообразия всего существующего. Природа представляет собой связанную цепь существ, она подчинена своим законам. Лишь существующий объективно мир природы — единственный предмет познания. Познание природы, материального мира, окружающего человека, а также самого человека, выделившегося из природы, всегда развивалось взаимосвязано и противоречиво. Выделение К. Линнеем человека как вида Ноmо Sарiеns (человек разумный), впервые определившим место человека в общей систематике живой природы, явилось поворотным моментом в общей системе естествознания.

Не менее важным обстоятельством для дальнейшего развития антропологии явилась первая теория эволюции Ж.-Б. Ламарка, крупнейшего предшественника Ч. Дарвина в области биологии. В своем сочинении «Философия зоологии» (1809) он приводит ряд доказательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все современные организмы, включая и человека, произошли от более древних форм путем эволюционного развития. Во второй половине XVIII в. так же начало бурно развиваться естествознание в России.

Огромное значение в развитии передовой общественно-политической жизни имело открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре центром культуры и просвещения в России. В нем работали крупнейшие ученые-просветители конца XVIII в. (Д.С. Аничков, С.В. Десницкий, С.Г. Зыбелин), труды которых хотя и не были непосредственно связаны с антропологией, но, пронизанные глубоко гуманистическими идеями, благотворно влияли на развитие естествознания, в частности, на антропологию. Так, научная и общественная деятельность прогрессивного ученого, врача-гигиениста, автора известных трудов в области медицины (педиатрии, эпидемиологии) С.Г. Зыбелина способствовали познанию человеческого организма, воспитанию и закаливанию детей и тем самым создавали основы одного из разделов отечественной антропологии — возрастной. Очень смелыми для своего времени были взгляды А. Каверзнева, который в своем трактате «Философское рассуждение о перерождении животных», опубликованном вначале на немецком языке, а затем дважды изданном на русском (1778 г.— в Петербурге, а в 1787 г.—в Москве), ставит вопрос об общем происхождении и родственных связях всех животных, включая и человека. Он рассуждает об изменчивости видов, объясняя явление изменчивости животных и человека влиянием на них условий внешней среды, созданием человеком особой искусственной среды, защищающей его от неблагоприятных воздействий. Климат может менять цвет кожи, цвет волос и глаз.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Также смотрите:

Факторы антропогенеза
Осмысливая происхождение человека, Ч. Дарвин придавал большое значение таким факторам антропогенеза, как изменчивость телесных и психических свойств предков человека, использование ими тех или иных органов, естественный и половой отбор. Естественный отбор действовал ...

Подражание, маскировка и обман
МИМИКРИЯ БЕЙТСА В 1862 году английский натуралист Генри Уолтер Бейтс, одиннадцать лет изучавший животных в бассейне реки Амазонки, совершил открытие и по сей день имеющее важные последствия. Он установил, что несъедобным для птиц бабочкам из семейств геликонид и ит ...

Характеристика модификационной изменчивости
1) обратимость — изменения исчезают при смене специфических условий окружающей среды, спровоцировавших их 2) групповой характер 3) изменения в фенотипе не наследуются, наследуется норма реакции генотипа 4) статистическая закономерность вариационных рядов 5) затраг ...