Антропология как наука
Страница 1

Биология » Антропология как наука » Антропология как наука

Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла “Антропология, или рассуждение о человеческой природе”, содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение Касмана “Антропологическая психология, или учение о человеческой душе” и вслед за ней 2-я часть — “О строении человеческого тела в методическом описании”.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение — как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.

Французские энциклопедисты придавали термину “антропология” очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII — начала XIX в., в частности Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. В течение XIX в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

В советской науке принято строгое разделение терминов “антропология”, “этнография”, “археология”. Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человечества по вещественным источникам, под этнографией — отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Антропология же изучает вариации физического типа человека во времени и в пространстве.

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Постепенное накопление антропологических сведений — данных по анатомии человека, о физических особенностях пародов различных областей земли, общетеоретических представлений о происхождении человека — началось с древнейших времен.

Уже в странах Древнего Востока — в Вавилонии, Египте — проявляли интерес к соседним странам и народам. В графических изображениях, в наскальных надписях и барельефах, в письменных источниках можно встретить немало сведений о народах Передней Азии и Северной Африки. В «Истории» Геродота (V в. до н. э.) содержатся интересные данные о племенах и народах Ближнего Востока, описание варварских племен — жителей Северного Причерноморья. В сочинениях Страбона (I в. н. э.) дается описание многих народов, населявших древние государства Средней Азии, Индию, Испанию, Британские острова. Великий древнеримский мыслитель, поэт-материалист Лукреций Кар (I в. до н. э.) создал целую теорию постепенного развития человеческой культуры от первобытности до первых ростков цивилизации, в которой развил идею о естественном происхождении органического мира и человека. В раннее средневековье традиции античных авторов находят свое продолжение в трудах ученых Византии (Прокопий Кесарийский), Китая (Сюань Цзян, Кун Инда), Средней Азии (Ибн Сина, Бируни).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Также смотрите:

Столбчатая ржавчина
Возбудитель – Cronatrium ribicola Dietr – гриб с полным циклом развития, относящийся к порядку Uredinales, Поражает черную и красную смородину. В середине лета на верхней стороне листа смородины появляются желтые пятна, с нижней – ярко - оранжевые подушечки урединеос ...

Характеристика водорастворимых витаминов
Тиамин (витамин В,) Рибофлавин (витамин В2) Пантотеновая кислота (витамин В3) Никотиновая кислота (витамин В5, РР) Пиридоксин (витамин В6) Цианкобаламин (витамин В12) Пангамовая кислота (витамин В15) Аскорбиновая кислота (витамин С) Цитрин (витамин Р) Биотин ...

Вегетативный отдел нервной системы
Вегетативный отдел нервной системы представлен парасимпатической, симпатической и метасимпатической иннервацией, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вегетативная нервная система состоит из вегетативных нейронов, расположенных в среднем, продолговатом и спинном ...