Осязание

Осязание – ощупывание человеком окружающих его предметов, при этом связано с воздействием на них. Именно поэтому мы выделяем осязание из кожных ощущений; это специфическое человеческое чувство «работающей и познавательной руки»; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящее в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира.

Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущение влажности. Сочетание влажности известной податливостью, проницаемость позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействие с термическим ощущением холода они порождают ощущения липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом, опять таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т.д.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейшим органом познания окружающего мира. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимания. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Таким образом, ощущение играет роль действенного ознакомления в процессе активного познания предмета при экспериментальной ситуации.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его слабые и сильные стороны. То есть при помощи осязания мы можем различить форму предмета, его размер, материальную форму (твердость, жидкость, вязкость и т.п.), но без зрения не сможем определить всю красочность данного предмета, ощутить насыщенность цвета, яркость, светлость и т.д.

Но, тем не менее, на осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере – слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладением одним из основных средств умственного и общего культурного развития соверешается у них посредством пальпации – восприятием пальцами выпуклых букв. Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание» речи слепоглухонемыми по способу «чтение с голоса» заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороне кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т.д., служит достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.


Также смотрите:

Кожная чувствитльность
Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода, 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает ...

α-субъединица: общие свойства
α-субъединица играет главную роль в функционировании G-белков. Она связывает ГТФ. Она обратимо взаимодействует с β и γ субъединицами, присоединяясь к ним, когда в центре находится ГДФ и диссоциируя, когда в центре ГТФ. При связывании ГТФ α субъедин ...

Протеинкиназы
Все полярные сигнальные молекулы, действующие на клетку-мишень через мембранные рецепторы, осуществляют свою биологическую функцию путём фосфорилирования специфических белков и ферментов, регулирующих метаболизм в клетке. Фосфорилирование изменяет (увеличивает или уме ...