В чем Вы видите роль валеологии в оптимизации
профессиональной деятельности инженера?Страница 1
Под валеологическим обеспечением инженерной подготовки мы понимаем:
· обучение знаниям о ценности здоровья в физическом, психическом и социальном аспектах;
· обучение знаниям о ценности индивидуального здоровья специалиста;
· обучение знаниям об особенностях профессионального здоровья студентов и способах его поддержания и гармонизации;
· обучение знаниям об особенностях профессионального здоровья инженеров конкретных специальностей и способах его поддержания и гармонизации;
· обучение знаниям о взаимосвязи здоровья и характера трудовой деятельности, способам поддержания и гармонизации здоровья в конкретных условиях трудовой деятельности;
· обучение теоретическим знаниям и практическим навыкам выбора конкретных средств поддержания индивидуального профессионального стиля здорового образа жизни с учетом реальных факторов в физическом, психическом и социальном аспектах;
· обучение теоретическим знаниям и практическим методам самооценки здоровья в физическом, психическом и социальном аспектах.
Место валеологического обеспечения в инженерном образовании. Содержание инженерного образования предусматривает некоторые знания, связанные со здоровьем человека. Эти темы входят в разделы именно технических учебных общеинженерных дисциплин:
· безопасность жизнедеятельности;
· организация и управление производством;
· охрана труда;
· физическое воспитание;
· эргономика и др.
В рабочих программах этих дисциплин вопросы здоровья освещаются, как правило, в аспектах организации трудового процесса, поддержания его нормативных показателей. Соответственно и сам работник (чаще всего - квалифицированный ремесленник, рабочий, техник, но очень редко - инженер) рассматривается как элемент системы "Человек - средства труда - производственный процесс - условия труда". Такой подход обобщенно приравнивает специалиста к условному "винтику" в труде. Значительное внимание уделяется обеспечению готовности к производственной деятельности, поддержанию физиологических и психологических характеристик работника на уровне, обеспечивающем безопасное и эффективное течение производственного процесса Имеется многочисленная литература по обсуждению обоснованности такого подхода. Позиции авторов достаточно широко различаются даже в философском понимании целей и роли рабочего, специалиста в трудовом процессе. Один из крайних взглядов, по- прежнему, приравнивает человека к механическому или электронному устройству. Другой противоположный подход ставит в труде на первое место создание так называемых "комфортных" условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, включая поддержание высокого уровня здоровья [3, 4]. Не выбирая ту или иную позицию, отметим критически два положения:
· человек в производственной деятельности достоин более глубокого рассмотрения, чем лишь производственный элемент. Это наше положение в полной мере относится к инженерной деятельности;
· легкого труда принципиально не бывает и быть не может. Всегда имеются существенные факторы тяжести и напряженности труда, включая исполнительскую и творческую деятельности инженера. В то же время недостаточно, на наш взгляд, в учебных планах подготовки инженеров отведено внимания вопросам, обозначенным в содержании валеологического обеспечения подготовки инженеров. Обоснованность валеологического обеспечения инженерного образования. Для обоснования необходимости и желательности валеологического обеспечения инженерного образования приведем некоторые существующие противоречия, связанные с состоянием здоровья инженеров:
Также смотрите:
Первые шаги электробиологии
Если в первой половине нашего рассказа место и время действия можно было охарактеризовать так: Италия, XVIII век, то теперь происходит "смена декораций" - на сцене Германия, XIX век.
Но меняются не только время и место, меняется и сам характер науки. В XVII ...
Ионофоры
Ионофоры — это довольно разнородная группа соединений, увеличивающих проницаемость мембран для ионов. Один ионофоры, например грамицидин А и аламетицин, формируют в бислое каналы, другие образуют стехиометрические комплексы с катионами и тем самым облегчают транспорт ...
Подражание, маскировка и обман
МИМИКРИЯ БЕЙТСА
В 1862 году английский натуралист Генри Уолтер Бейтс, одиннадцать лет изучавший животных в бассейне реки Амазонки, совершил открытие и по сей день имеющее важные последствия. Он установил, что несъедобным для птиц бабочкам из семейств геликонид и ит ...