В чем Вы видите роль валеологии в оптимизации
профессиональной деятельности инженера?Страница 1
Под валеологическим обеспечением инженерной подготовки мы понимаем:
· обучение знаниям о ценности здоровья в физическом, психическом и социальном аспектах;
· обучение знаниям о ценности индивидуального здоровья специалиста;
· обучение знаниям об особенностях профессионального здоровья студентов и способах его поддержания и гармонизации;
· обучение знаниям об особенностях профессионального здоровья инженеров конкретных специальностей и способах его поддержания и гармонизации;
· обучение знаниям о взаимосвязи здоровья и характера трудовой деятельности, способам поддержания и гармонизации здоровья в конкретных условиях трудовой деятельности;
· обучение теоретическим знаниям и практическим навыкам выбора конкретных средств поддержания индивидуального профессионального стиля здорового образа жизни с учетом реальных факторов в физическом, психическом и социальном аспектах;
· обучение теоретическим знаниям и практическим методам самооценки здоровья в физическом, психическом и социальном аспектах.
Место валеологического обеспечения в инженерном образовании. Содержание инженерного образования предусматривает некоторые знания, связанные со здоровьем человека. Эти темы входят в разделы именно технических учебных общеинженерных дисциплин:
· безопасность жизнедеятельности;
· организация и управление производством;
· охрана труда;
· физическое воспитание;
· эргономика и др.
В рабочих программах этих дисциплин вопросы здоровья освещаются, как правило, в аспектах организации трудового процесса, поддержания его нормативных показателей. Соответственно и сам работник (чаще всего - квалифицированный ремесленник, рабочий, техник, но очень редко - инженер) рассматривается как элемент системы "Человек - средства труда - производственный процесс - условия труда". Такой подход обобщенно приравнивает специалиста к условному "винтику" в труде. Значительное внимание уделяется обеспечению готовности к производственной деятельности, поддержанию физиологических и психологических характеристик работника на уровне, обеспечивающем безопасное и эффективное течение производственного процесса Имеется многочисленная литература по обсуждению обоснованности такого подхода. Позиции авторов достаточно широко различаются даже в философском понимании целей и роли рабочего, специалиста в трудовом процессе. Один из крайних взглядов, по- прежнему, приравнивает человека к механическому или электронному устройству. Другой противоположный подход ставит в труде на первое место создание так называемых "комфортных" условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, включая поддержание высокого уровня здоровья [3, 4]. Не выбирая ту или иную позицию, отметим критически два положения:
· человек в производственной деятельности достоин более глубокого рассмотрения, чем лишь производственный элемент. Это наше положение в полной мере относится к инженерной деятельности;
· легкого труда принципиально не бывает и быть не может. Всегда имеются существенные факторы тяжести и напряженности труда, включая исполнительскую и творческую деятельности инженера. В то же время недостаточно, на наш взгляд, в учебных планах подготовки инженеров отведено внимания вопросам, обозначенным в содержании валеологического обеспечения подготовки инженеров. Обоснованность валеологического обеспечения инженерного образования. Для обоснования необходимости и желательности валеологического обеспечения инженерного образования приведем некоторые существующие противоречия, связанные с состоянием здоровья инженеров:
Также смотрите:
Динамика численности косули на территории района
Численность животных на территории охотугодий не остается постоянной и зависит от многих факторов. Главным образом на численность животных оказывает влияние состояние кормовых, защитных и гнездовых условий и кроме этого пресс браконьерства и другие факторы.
По матери ...
Методы количественной оценки числа лейкоцитов,
эритроцитов, цилиндров в моче и степени бактериурии
Трехстаканная проба. Эта проба была предложена для уточнения локализации источника гематурии и лейкоцитурии (почки или мочевыводящие пути). Считают, что при поражении уретры патологический осадок (лейкоциты, эритроциты) появляются в первой порции мочи (рис. 2.1, а).
...
Обонятельный анализатор
Рецепторы обонятельного анализатора заложены в слизистой носа в области верхней носовой раковины. Они представляют собой чувствительные волосковые клетки, располагающиеся среди опорных клеток, включенных в эпителий. Нервные волокна, отходящие от чувствительных клеток, ...