В чем Вы видите роль валеологии в оптимизации профессиональной деятельности инженера?
Страница 1

Биология » Прогноз здоровья на основании темпов старения » В чем Вы видите роль валеологии в оптимизации профессиональной деятельности инженера?

Под валеологическим обеспечением инженерной подготовки мы понимаем:

· обучение знаниям о ценности здоровья в физическом, психическом и социальном аспектах;

· обучение знаниям о ценности индивидуального здоровья специалиста;

· обучение знаниям об особенностях профессионального здоровья студентов и способах его поддержания и гармонизации;

· обучение знаниям об особенностях профессионального здоровья инженеров конкретных специальностей и способах его поддержания и гармонизации;

· обучение знаниям о взаимосвязи здоровья и характера трудовой деятельности, способам поддержания и гармонизации здоровья в конкретных условиях трудовой деятельности;

· обучение теоретическим знаниям и практическим навыкам выбора конкретных средств поддержания индивидуального профессионального стиля здорового образа жизни с учетом реальных факторов в физическом, психическом и социальном аспектах;

· обучение теоретическим знаниям и практическим методам самооценки здоровья в физическом, психическом и социальном аспектах.

Место валеологического обеспечения в инженерном образовании. Содержание инженерного образования предусматривает некоторые знания, связанные со здоровьем человека. Эти темы входят в разделы именно технических учебных общеинженерных дисциплин:

· безопасность жизнедеятельности;

· организация и управление производством;

· охрана труда;

· физическое воспитание;

· эргономика и др.

В рабочих программах этих дисциплин вопросы здоровья освещаются, как правило, в аспектах организации трудового процесса, поддержания его нормативных показателей. Соответственно и сам работник (чаще всего - квалифицированный ремесленник, рабочий, техник, но очень редко - инженер) рассматривается как элемент системы "Человек - средства труда - производственный процесс - условия труда". Такой подход обобщенно приравнивает специалиста к условному "винтику" в труде. Значительное внимание уделяется обеспечению готовности к производственной деятельности, поддержанию физиологических и психологических характеристик работника на уровне, обеспечивающем безопасное и эффективное течение производственного процесса Имеется многочисленная литература по обсуждению обоснованности такого подхода. Позиции авторов достаточно широко различаются даже в философском понимании целей и роли рабочего, специалиста в трудовом процессе. Один из крайних взглядов, по- прежнему, приравнивает человека к механическому или электронному устройству. Другой противоположный подход ставит в труде на первое место создание так называемых "комфортных" условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, включая поддержание высокого уровня здоровья [3, 4]. Не выбирая ту или иную позицию, отметим критически два положения:

· человек в производственной деятельности достоин более глубокого рассмотрения, чем лишь производственный элемент. Это наше положение в полной мере относится к инженерной деятельности;

· легкого труда принципиально не бывает и быть не может. Всегда имеются существенные факторы тяжести и напряженности труда, включая исполнительскую и творческую деятельности инженера. В то же время недостаточно, на наш взгляд, в учебных планах подготовки инженеров отведено внимания вопросам, обозначенным в содержании валеологического обеспечения подготовки инженеров. Обоснованность валеологического обеспечения инженерного образования. Для обоснования необходимости и желательности валеологического обеспечения инженерного образования приведем некоторые существующие противоречия, связанные с состоянием здоровья инженеров:

Страницы: 1 2


Также смотрите:

Развитие органического мира. Возникновение жизни на Земле
По данным науки, жизнь появилась на Земле 2—3 млрд лет назад. Однозначного ответа о зарождении жизни на планете нет. Л. Пастер доказал, что живое не может произойти из неживого. В. И. Вернадский высказал гипотезу о вечности жизни и расселении ее с планеты на планету ( ...

Когда возникает металлическая связь? Дайте представление о теории металлов (классической и квантовой), полупроводниках, диэлектриках и изоляторах.
Связь, которая образуется в результате взаимодействия относительно свободных электронов с ионами металлов, называются металлической связью. Этот тип связи характерен для простых веществ- металлов. Сущность процесса образования металлической связи состоит в следующем: ...

Образы, идеи, принципы и понятия биологии XVIII в.
Особое место занимает XVIII в. в истории биологии. Именно в XVIII в. в биологическом познании происходит коренной перелом в направлении систематической разработки научных методов познания и формирования предпосылки первой фундаментальной биологической теории — теории ...