В чем Вы видите роль валеологии в оптимизации профессиональной деятельности инженера?
Страница 1

Биология » Прогноз здоровья на основании темпов старения » В чем Вы видите роль валеологии в оптимизации профессиональной деятельности инженера?

Под валеологическим обеспечением инженерной подготовки мы понимаем:

· обучение знаниям о ценности здоровья в физическом, психическом и социальном аспектах;

· обучение знаниям о ценности индивидуального здоровья специалиста;

· обучение знаниям об особенностях профессионального здоровья студентов и способах его поддержания и гармонизации;

· обучение знаниям об особенностях профессионального здоровья инженеров конкретных специальностей и способах его поддержания и гармонизации;

· обучение знаниям о взаимосвязи здоровья и характера трудовой деятельности, способам поддержания и гармонизации здоровья в конкретных условиях трудовой деятельности;

· обучение теоретическим знаниям и практическим навыкам выбора конкретных средств поддержания индивидуального профессионального стиля здорового образа жизни с учетом реальных факторов в физическом, психическом и социальном аспектах;

· обучение теоретическим знаниям и практическим методам самооценки здоровья в физическом, психическом и социальном аспектах.

Место валеологического обеспечения в инженерном образовании. Содержание инженерного образования предусматривает некоторые знания, связанные со здоровьем человека. Эти темы входят в разделы именно технических учебных общеинженерных дисциплин:

· безопасность жизнедеятельности;

· организация и управление производством;

· охрана труда;

· физическое воспитание;

· эргономика и др.

В рабочих программах этих дисциплин вопросы здоровья освещаются, как правило, в аспектах организации трудового процесса, поддержания его нормативных показателей. Соответственно и сам работник (чаще всего - квалифицированный ремесленник, рабочий, техник, но очень редко - инженер) рассматривается как элемент системы "Человек - средства труда - производственный процесс - условия труда". Такой подход обобщенно приравнивает специалиста к условному "винтику" в труде. Значительное внимание уделяется обеспечению готовности к производственной деятельности, поддержанию физиологических и психологических характеристик работника на уровне, обеспечивающем безопасное и эффективное течение производственного процесса Имеется многочисленная литература по обсуждению обоснованности такого подхода. Позиции авторов достаточно широко различаются даже в философском понимании целей и роли рабочего, специалиста в трудовом процессе. Один из крайних взглядов, по- прежнему, приравнивает человека к механическому или электронному устройству. Другой противоположный подход ставит в труде на первое место создание так называемых "комфортных" условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, включая поддержание высокого уровня здоровья [3, 4]. Не выбирая ту или иную позицию, отметим критически два положения:

· человек в производственной деятельности достоин более глубокого рассмотрения, чем лишь производственный элемент. Это наше положение в полной мере относится к инженерной деятельности;

· легкого труда принципиально не бывает и быть не может. Всегда имеются существенные факторы тяжести и напряженности труда, включая исполнительскую и творческую деятельности инженера. В то же время недостаточно, на наш взгляд, в учебных планах подготовки инженеров отведено внимания вопросам, обозначенным в содержании валеологического обеспечения подготовки инженеров. Обоснованность валеологического обеспечения инженерного образования. Для обоснования необходимости и желательности валеологического обеспечения инженерного образования приведем некоторые существующие противоречия, связанные с состоянием здоровья инженеров:

Страницы: 1 2


Также смотрите:

Антропологическая стрела
Возникновение человека - весьма значимый для нас миг в эволюции планеты и, будем надеяться, в эволюции Вселенной. Человек есть не только объект эволюции, (то есть он сам развивается), но и субъект эволюции, её движущая сила. Он создал общество, культуру, техносферу. П ...

Биология косули
Тип хордовые (Chordata) Подтип – Позвоночные (Vertebrata). Класс млекопитающие – Mammalia Подкласс звери – Theria Отряд парнокопытные – Artyodactyla Подотряд жвачные – Subordo ruminantia Семейство оленей – Samilia сervidae Род косуль – Capreolus Вид косуля – C ...

Антракноз
Возбудитель – сумчатый гриб Pseudoperia ribis kleb относящийся к порядку Helotiales к конидиальной стадии относится несовершенный гриб Gleosporium ribis Mont из порядка Melanconiales. Поражает в основном листья, реже черенки, молодые побеги, плодоножки, реже ягоды. На ...