Гёте. Учение о метаморфозе растений
Страница 4

Биология » Гёте. Учение о метаморфозе растений

Семнадцатый раздел, он называется «Линнеева теория антиципации» интересен для понимания отношения Гете к работам основателя «новой ботаники». Его восхищение Линнеем, на первых порах изучения растений, в дальнейшем подвергается изменению и доходит до здравой способности спорить с этим авторитетом науки. Если в начале своего «ботанического пути» Гете признается, что «после Шекспира и Спинозы самое сильное влияние оказал на меня Линней»( цит. по Кон Ф., 1901 с.80), то с годами у него появляется и иное мнение

Заканчивается работа Гете кратким резюме, которое так и называется «Повторение». Растение, по его мнению, проявляет двоякое свойство своей жизненной силы. Первое - образование стебля и листьев, т.е. рост и второе - размножение, заканчивается цветками и плодами. Он также пошел далее своих предшественников в направлении сокращения числа основных органов. Было высказано предположение, что основным элементом строения тела растения является лист, который изменяется на протяжении онтогенеза, давая новые образования, одинаковой с ним природы. По Гете, как уже было отмечено, все органы растения, начиная с семядолей и кончая корнем, это видоизменение листа.

Если говорить о научной значимости теории метаморфоза Гете, то вполне можно согласится с мнением В.И. Вернадского, который видел ценность научного наследия поэта-натуралиста, не столько в конкретном фактическом материале, сколько во вкладе в единый «научный аппарат» мирового естествознания, «в котором растворилась, но не пропала научная жизненная работа натуралиста Гете» (Вернадский В.И., 1981, С.247). Идея целостного изучения природы, невозможность разделения ее на независимые друг от друга части, ариадниной нитью проходит через все описание ботанических изысков великого поэта.

Благодаря своим исследованиям в области метаморфоза растений, Гете начинает критически относится к общепринятым воззрениям Линнея. Он замечает: «причина, помешавшая Линнею подвинуться дальше вперед, состояла в том, что, различные, заключенные друг в друга круги растительного тела – наружную кору, внутреннюю, древесину, сердцевину – он рассматривал как одинаково действующие, в равной степени живые и происхождение частей цветка и плода приписывал этим различным кругам ствола . Однако, это было только поверхностное наблюдение, которое при ближайшем рассмотрении нигде не подтверждается» (цит. по Серебряков К.К., 1941, с.209).

Теория метаморфоза растений долго не могла найти приверженцев среди современников Гете. Об этом свидетельствуют два нижеприводимых мнения ученых начала и середины XIX века. Ученый, современник Гете, Карл Фридрих Кильмейер, критически относился к его морфологическим работам, считая Гете только великим поэтом. Однако, преклонение перед авторитетом великого поэта не помешало ему в одной из своих лекций сказать следующее: « Над вопросом . каковы условия при которых иные органы превращаются в цветки, каковы законы и причины этих превращений, испытывали себя Линней, Вольф и Гете. Однако никто из них не разрешил его, даже, быть может, не уяснил себе сущность вопроса. Линней пришел к ответу ближе всего, трактовка Вольфа содержит меньше всего неправды, ответ Гете дает больше других истин, добытых наблюдением (erfahrungsmassige Wahrheiten), но истины по существу не достигает» (цит. по Канаев И. И. , 1974, с.63). Он говорит далее, что Гете объяснил столь же мало, как и его предшественники, следующая его цитата о теории метаморфоза дает об этом его мнении достаточно четкое представление: «Эта теория в сущности вовсе не теория. Основы и самый факт ясно представлены однако сущность проблемы не стала яснее» (цит. По Канаев И.И., 1974, с.63).

Страницы: 1 2 3 4 5


Также смотрите:

Биогеохимическая эволюция состава атмосферы и жизнедеятельности организмов в массообмене газов
История формирования атмосферы служит ярким примером воздействия живого вещества на окружающую среду. Факты, полученные в последние годы, свидетельствуют, что состав современной газовой оболочки Земли является итогом длительного процесса, в котором ведущее значение им ...

Средний мозг
Средний мозг — структурно-физиологическое образование ЦНС. Нейроны его объединяются и образуют: четверохолмие, красное ядро, черную субстанцию, ядра глазодвигательного и блокового нервов. Каждому образованию присуща определенная роль. Четверохолмие. Состоит из передн ...

Самое умное животное
В прошлом году мне подарили энциклопедию «Что? Как? Зачем? Почему?». Изучая разделы энциклопедии, меня особенно заинтересовали страницы, посвящённые животным. Читая их, я задалась вопросом: «Какое животное самое умное на планете?» Для того чтобы получить ответ на это ...