Гёте. Учение о метаморфозе растений
Страница 1

Биология » Гёте. Учение о метаморфозе растений

Иоганн Вольфганг Гете был не только знаменитым поэтом, но и известным естествоиспытателем, натуралистом. Его постоянный интерес к исследованию природы принимал самые причудливые поэтические формы. Источником творческого вдохновения, научного и поэтического, для Гете очень часто служил разнообразный растительный мир, в том числе и лекарственные растения.

Гете увлекся их изучением в Веймаре, среди “высокообразованного по тому времени веймарского круга, где вкус и знание, наука и поэзия стремились действовать сообща, где серьезные основательные исследования и радостная живая деятельность непрестанно состязались между собой”. Традиционное приготовление местными знахарями лечебных бальзамов из смолы хвойных деревьев дало повод Гете “обратиться к изучению тонких бальзамических соков”. Широко распространенная в окрестностях города горечавка позволила Гете “ближе знакомиться с этим богатым родом по различным его представителям, рассматривая их цветки, особенно же их целебный корень”.

Особую роль в развитии интереса Гете к изучению растений сыграл Вильгельм Генрих Бухгольц, придворный аптекарь и владелец единственной в то время аптеки в Веймаре, который помимо своей фармацевтической деятельности с “похвальной любознательностью занимался естественными науками”. В своих садах Бухгольц выращивал не только известные лекарственные растения, но также, с научной целью, более редкие, недавно открытые. Несомненную пользу Гете-ученому принесло соседство Йенского университета, где “уже давно с деловитостью и усердием осуществлялось разведение лекарственных растений”.

Биология обязана Гете созданием целого раздела - учению о форме (морфология). Работы Гете появились в самом конце Классической эпистемы, в конце XVIII века. Они поистине были лучом света, среди нагромождения многочисленных систематизированных и бессистемных исследований в неведомой дотоле области знания о строении растительных тел, той области, которой он дал название «морфология».

Основой нового, созданного Гёте учения о метаморфозе растений явилось его утверждение о превращении одних органов растений в другие и о существовании одного исходного органа, превращением которого образуются все остальные – чашечка, венчик, тычинки и пестик. Таким исходным органом Гёте предложил считать лист. Эта идея нашла полное подтверждение в ряде последующих исследований и живет в науке до наших дней. Иллюстрацией ее может служить хотя бы известный пример цветка водяной лилии, в котором можно видеть переход зеленых листьев чашечки в белые лепестки венчика и далее переход лепестков в тычинки.

Морфология растений как наука начала свое существование с опубликования работы Гете «Опыт объяснения метаморфоза растений» (1790г.), где он не только ввел в науку само понятие «морфология», но и дал образцы блестящих сравнительно-морфологических исследований. К этой работе тесно примыкает изложение морфологических взглядов в стихотворной форме в произведении «Метаморфоз растений» (1798г.). Гете объяснил природу основных растительных образований: клубней и плетей (столонов), почек (зачаточных побегов) и самое главное - бутонов и цветков. Он не только описал факты различных метаморфозов, но и дал их объяснение («утончением соков» в растениях) и классификацию. Его гениальной догадкой было объяснение природы плодолистика как видоизмененного листа. Его воззрения относительно листовой природы всех органов сейчас могут показаться спорными, но принципы и задачи новой науки не вызывают сомнения, хотя поиск архетипа - «прарастения» может вызвать у кого-либо удивление.

Страницы: 1 2 3 4 5


Также смотрите:

Поведение во время питания
Сотрудничество и кооперированность в стае некоторых зубатых китообразных во время охоты развиты достаточно сильно. Колдуэлл сообщает, что пятнистые дельфины могут формировать большие стаи для нападения на головоногих моллюсков. Тихоокеанская гринда также известна сво ...

Юлия Каспарова
Собирая растения, ребенок запоминает их названия и то, как они выглядят. Некоторые растения так похожи между собой, что отличить одно от другого не просто. Следовательно, малыш развивает внимание и наблюдательность. Высушивая растения, юный ботаник учится выполнять оп ...

Наука среди других сфер культуры
На протяжении истории своего существования люди выработали множество способов познания и освоения окружающего мира. Среди них одно из важнейших мест занимает наука. Чтобы понять ее специфику, необходимо рассмотреть науку как часть культуры, созданной человеком, а такж ...