Обучение дельфинов языку посреднику

Биология » Поведение дельфинов » Обучение дельфинов языку посреднику

Способность морских млекопитающих к овладению языками-посредниками в течение ряда лет изучает американский исследователь Л. Херман (Herman, 1986). В его работах дельфины-афалины должны были сначала усвоить «названия» различных предметов в бассейне и совершаемых с ними действий.

Для одного дельфина (по кличке Акеаками) «словами» служили жестовые сигналы экспериментатора, который стоял на краю бассейна. С другим дельфином (по кличке Феникс) общались с помощью звуковых сигналов, генерируемых компьютером. Животные должны были усвоить связь между объектами в бассейне и обозначающими их знаками, а также между жестами и манипуляциями, которые они должны были совершать.

Постепенно дельфины, повинуясь цепочкам из 2—3 знаков, научились точно следовать инструкциям тренера и выполнять некие комбинации действий с предметами, например: «дотронься хвостом до иллюминатора», «набери воды и облей N», «надень кольцо на палку слева», «просунь палку в кольцо» и т.п. Далее проводились тесты с использованием новых предложений, в которых животных также просили принести или переместить какой-либо предмет либо положить один предмет внутрь другого, на него или под него и т.п. Дельфины продемонстрировали способность точно понимать сигналы, символизирующие пространственное соотношение предметов. Этот факт хорошо согласуется с данными о способности дельфинов к обобщению этих признаков в лабораторных экспериментах (Стародубцев, 2000).

В ряде тестов предмет, с которым дельфину нужно было манипулировать, находился вне поля его зрения или же инструкцию подавали за 30—40 с до появления предмета. Дельфины успешно следовали жестам инструктора и в этих условиях, когда их поведение определялось не наличным стимулом, а сохраненным в памяти мысленным представлением о нем.

Поведение дельфинов свидетельствовало также о понимании роли порядка слов в предложении и возможности без специального обучения правильно реагировать на новые, логически упорядоченные последовательности «слов» языка-посредника.

И хотя доказательств того, что дикие дельфины обладают речью, еще не существует, в одном безупречно выполненном эксперименте недавно было показано, что афалины действительно понимают предложения длиной до пяти слов. Например, команда "КОЛЬЦО ВВЕРХУ ПРИНЕСИ КОРЗИНУ ВНИЗУ" вызывает у обученного дельфина иную реакцию, чем фраза "КОРЗИНА ВНИЗУ ПРИНЕСИ КОЛЬЦО ВВЕРХУ". В отличие от шимпанзе, дельфины понимают как символы, так и порядок слов.


Также смотрите:

Мучнистая роса
Возбудитель – сумчатый гриб Sphaerotheca mors-uvae Berk. Et Curt относящийся к порядку Erysiphales. Это облигатный паразит. Заболевание широко распространено и вредоносно во всех странах мира. Белый паутинный налет появляется вначале на нижней стороне листовой пласти ...

Общие признаки строения членистоногих
Отделы тела. У большинства членистоногих членики тела слились в головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко. Членистые ноги (как правило, двуветвистые) находятся на брюшной стороне головогруди и брюшка или только головогруди или груди. Покров тела. Поверх кожи ...

Химическое строение и структурная организация вирусов, морфология, особенности взаимодействия с клеткой-хозяином.
Вирусы не имеют клеточного строения. Каждая вирусная частица состоит из расположенного в центре носителя генетической информации и оболочки. Генетический материал представляет собой короткую молекулу нуклеиновой кислоты, это образует сердцевину вируса. Нуклеиновая кис ...