Методология естествознания как система познавательной деятельности человека

Биология » Естественно-научное познание - структура и динамика. Основы методологии естественно-научного познания » Методология естествознания как система познавательной деятельности человека

Под методологией обычно понимают систему принципов и спосо­бов организации и построения теоретической и практиче­ской деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сфор­мировалась в связи с необходимостью обобщения и дальней­шей разработки всех методов и приемов познавательного про­цесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного ана­лиза. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологиче­ские установки, принципы и нормы подхода к объектам на­уки.

Исторически первоначально проблемы методологии раз­рабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рациона­листический метод Р. Декарта, антитетический метод Фих­те, диалектический метод Гегеля и К. Маркса, феноменоло­гический метод Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, что методология изначально всегда была тесно связана с философией, осо­бенно с такими ее разделами, как гносеология (теория позна­ния), онтология (теория бытия) и логика.

Методология в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта позна­ния, возможности и границы познания, критерии его истин­ности.

С другой стороны, методология несколько "шире" гно­сеологии, так как ее интересуют не только методы позна­ния, принятые в науке, но и особенности процесса человече­ского познания вообще, осуществляющегося в разных фор­мах и в различных сферах человеческой деятельности.

Следует подчеркнуть, что методология наиболее тесно смы­кается с так называемой формальной логикой, которая глав­ное внимание направляет на прояснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Можно отметить, что логическое исследование науки - это средства современной формальной (математической или симво­лической) логики, которые используются для анализа научно­го языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, зако­нов и т.п.), изучения возможностей научного знания.

Начиная с Нового времени (XVI—XVII вв.) методологи­ческие идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук - механики, физики, химии, истории и др. Методологиче­ская составляющая постепенно становится необходимым компо­нентом каждой конкретной науки, хотя этот факт и не все­гда осознавался и признавался рядом деятелей науки.

Ха­рактерной чертой современной науки является комплексное изучение как закономерностей развития и строения знания в наиболее общей - логико-философской форме, так и законо­мерностей развития конкретных направлений и ветвей на­уки. В рамках конкретных научных направлений происхо­дит осмысление и изучение методов и форм научного позна­ния. В самой науке все более четко выделяются два взаимо­связанных направления: исследование свойств объектов и изучение способов и форм научного познания.

Особенно активно второе направление разрабатывается в рамках таких зрелых наук как физика, биология, химия.

Эмпирической базой разработки методологии науки (науч­ной методологии) является история науки, но взятая не сама по себе, а в широком философском, социокультурном кон­тексте, то есть в системе культуры в ее целостности.

В современной науке принято различать общую и част­ную методологию.

В первой анализируются методы, общие для многих наук, или для всей науки как особой системы знания, во второй - для отдельных групп наук. Фактически можно говорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основе классифика­ции уровней методологии лежит диалектика единичного, осо­бенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисцип­лин, на уровне особенного - междисциплинарные и общена­учные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы.

Многоуровневость методологии приводит к тому, что ис­следователь, как правило, в процессе своей профессиональ­ной деятельности сталкивается с исключительно сложными и противоречивыми познавательными конструкциями и си­туациями. Поэтому не случайно в литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, прово­димых внутри самой науки.

На этом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологию, и датируют период обособления методологии и приобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века. Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, что она включает в себя многооб­разные процессы моделирования реальности, в связи с чем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления.


Также смотрите:

Биоэтические аспекты генной инженерии
В соответствии с рекомендациями Европейского комитета по генной инженерии (1984г.) все исследования, проводимые по рекомбинации ДНК должны быть в обязательном порядке доведены до сведения экспертной комиссии по генной инженерии тех стран, на территории которых они про ...

Дифференцировка
Термин дифференцировка был введён для обозначения процесса приобретения различий между клетками (тканями, органами, системами органов и т.д.). Предполагается, что есть начальное недифференцированное состояние, когда наблюдатель не может установить различий между клетк ...

Регенерация у человека и животных
Способность к регенерации широко распространена среди животных. Вообще говоря, низшие животные чаще способны к регенерации, чем более сложные высокоорганизованные формы. Так, среди беспозвоночных гораздо больше видов, способных восстанавливать утраченные органы, чем с ...