Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных
объектов: системный, структурный, функциональный, информационный и др.Страница 1
В современном научном познании особое значение приобретают общенаучные подходы. Они задают определенную направленность научного исследования, фиксируют определенный его аспект, жестко не указывая на специфику конкретных исследовательских средств. Такими подходами являются системный, структурный, функциональный, вероятностный, информационный и другие. Фиксируемый данными подходами аспект исследования ясен из самого названия. Он тесно связан с соответствующей общенаучной категорией (система, структура, функция, вероятность, информация), дающей представление о том, какая именно форма действительности прежде всего интересует исследователя В понятии подхода логически всегда акцентируется основное направление исследования, своеобразный "угол зрения" на объект изучения.
Важнейшая черта названных подходов - принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности. Они могут работать во всех без исключения научных дисциплинах. Это обусловлено общенаучным характером категорий, лежащих в основании данных подходов.
Каждый из общенаучных подходов, взятый сам по себе, не должен Абсолютизироваться. Подходы базируются на какой-то одной категории, отражающей лишь одну (хотя и существенную) сторону объекта познания. Общенаучные подходы - эффективные и адекватные пути исследования реальности при условии их совместного применения с другими подходами, а также с традиционными средствами.
Структурный подход ориентирует на изучение внутреннего строения системы, выявление закономерностей процесса упорядочения элементов в системе, анализ характера и специфики связей между элементами. Структурный подход в научном исследовании применяется там, где характер поставленных задач требует расчленения предмета изучения на отдельные составляющие. Расчленяя предмет, исследователь временно нарушает его целостность, абстрагируясь от нее.
Функциональный подход ориентирует на выявление особенностей функционирования систем. Система в рамках данного подхода рассматривается с позиции внешнего аспекта. Функциональный подход отвлекается от содержания, структуры системы, сосредотачиваясь на задаче обнаружения функциональных зависимостей между входными и выходными параметрами системы.
Функциональный подход является общенаучным подходом, т.е. может быть применен в любой области знания. Но область адекватного его использования составляют объекты, для которых связи и отношения с окружающей средой являются существенными, определяющими как изменения, так и устойчивость, и сохранение объектов. Функциональный подход - необходимое условие исследования феномена управления и связанных с ним информационных процессов. Управление и информация проявляют себя как типично функциональные свойства систем.
В настоящее время широкое распространение получил системный подход. Известно, что масштабность, многообразие связей и отношений природных, технических, социальных процессов требуют их изучения не по отдельности, а как единого целого, с привлечением знаний из самых различных областей. Именно такой подход в познавательном процессе призван обеспечить системные исследования, отличительными чертами которых являются следующие:
- системные исследования опираются не на одну научную дисциплину, а используют знания из различных областей, необходимые для целостного познания объектов. Они носят междисциплинарный характер. Им приходится иметь дело со сложными объектами, связи и отношения между которыми подчиняются различным законам и не могут быть выяснены с помощью какой-либо одной науки;
- конечным пунктом системного исследования является формирование целостной, интегративной модели изучаемого объекта. В ходе него отдельные компоненты анализируются не ради их собственного познания, а с целью последующего их сведения в единое целое, выяснения роли этих компонентов в образовании целостного объекта, поддержания его устойчивости и стабильности;
- системные исследования имеют дело с выделенными из окружающей среды относительно самостоятельными объектами. Поэтому и познание имеет расчлененную, двуединую направленность. С одной стороны, исследованию подлежат внутренние связи и зависимости, характеризующие данный объект как автономное целое. С другой стороны, всякий целостный объект, взаимодействующий с внешним миром, зависим от других систем. Это делает необходимым исследование влияния окружающей среды на целостность системы, ее сохранность или разрушение. Глубокий анализ внутренних и внешних связей объекта позволяет создать о нем целостную научную картину;
- специфичной является логика системного исследования. При аналитическом исследовании осуществляется расщепление предмета, а затем изучается каждый из составляющих его компонентов. Причем каждый из элементов познается до бесконечности вглубь от одной сущности к другой. Логика системного исследования иная. Здесь разделение объекта и анализ его компонентов осуществляется вглубь не до бесконечности, а до определенного предела. Критерием является такая глубина проникновения в структурные компоненты, которая необходима для научного объяснения и описания объекта как определенной целостности;
Также смотрите:
Исследования кровообращения после Гарвея.
Гарвей не знал о существовании капилляров, которые он обозначал как «поры тканей». Он не мог их видеть, не имея микроскопа, и предположение о их существовании было гениальной догадкой, основанной на верных предпосылках. В 1661 г., уже после смерти Гарвея, капилляры бы ...
Коммуникация дельфинов
В последнее время у дельфинов обнаружено около 180 коммуникационных знаков, которые пытаются систематизировать, составляя словарь общения этих млекопитающих.
Язык дельфинов можно разделить на 2 группы: Язык жестов (тела)— различные позы, прыжки, повороты, различные с ...
Биотехнические мероприятия для сибирской косули в районе
На территории Ромненского района проводят биотехнические мероприятия работники районного общества охотников и рыболовов. Биотехнические мероприятия по подкормке косули, проводимые работниками общества, приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Биотехнические мероприятия по ...