Теория и эксперимент

Биология » Научная теория » Теория и эксперимент

Важнейшим методом эмпирического познания является эксперимент, который обычно включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное физическое воздействие на изучаемые объекты.

Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта.

В эксперименте можно выделить следующие элементы:

· цель эксперимента;

· объект экспериментирования;

· условия, в которых находится или помещается объект;

· средства эксперимента;

· материальное воздействие на объект.

Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации экспериментов. Например, эксперименты можно разделять на физические, химические, биологические и т.д. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций основывается на различиях в целях эксперимента.

Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов. Эксперименты, производимые с такой целью, называются «поисковыми». Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой эксперимент называется «проверочным». Ясно, что невозможно провести резкой границы между этими двумя видами эксперимента. Один и тот же эксперимент может быть поставлен для проверки гипотезы и в то же время дать неожиданную информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового эксперимента может заставить нас отказаться от принятой гипотезы или, напротив, даст эмпирическое обоснование нашим теоретическим рассуждениям. В современной науке один и тот же эксперимент все чаще обслуживает разные цели.

Эксперимент всегда представляет собой вопрос, обращенный к природе. Но чтобы вопрос был осмысленным и допускал определенный ответ, он должен опираться на предварительное знание об исследуемой области. Это знание дает теория, и именно теория ставит тот вопрос, ответ на который должна дать природа. Поэтому эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорией. Первоначально вопрос формулируется в языке теории, т.е. в теоретических терминах, обозначающих абстрактные, идеализированные объекты. Чтобы эксперимент мог ответить на вопрос теории, этот вопрос нужно переформулировать в эмпирических терминах, значениями которых являются эмпирические объекты.


Также смотрите:

Наружная цитоплазматическая мембрана, ее строение и функции
Наружная цитоплазматическая мембрана, окружающая цитоплазму каждой клетки, определяет ее величину и обеспечивает сохранение существенных различий между клеточным содержимым и окружающей средой. Мембрана служит высокоизбирательным фильтром, который поддерживает разницу ...

Класс ракообразные
Места обитания, строение и образ жизни. Ракообразные — в основном пресноводные и морские членистоногие. К ним относятся десятиногие раки (речные раки, креветки, крабы, омары, лангусты), равноногие раки (мокрицы), веслоногие рачки (циклопы), ветвистоусые рачки (дафнии ...

Подсемейство Нырковые утки – Fuligulinae. Красноголовый нырок – Aythya ferina
Довольно крупная птица, до 1.3кг, плотная, короткошеяя. Зоб, надхвосты и подхвосты черные, спина голубовато-серая с тонким струйчатым рисунком. Голова красновато-рыжая. Клюв темный, голубоватый, лапы серые. Глаза темные. Зеркальца в крыльях нет ни у самки, ни у самца. ...