Основные методы научного естествознания
Страница 2

Наблюдение как метод познания имеет недостатки. Личностные особенности исследователя, установки, интересы, психологические состояния могут значительно влиять на результаты наблюдения.

Искажения воспринимаемого объекта тем значительнее, чем сильнее исследователь ориентирован на подтверждение своей гипотезы. В результате происходит восприятие только части происходящего.

Для достижения объективности результатов наблюдения необходимо соблюдение ряда нормативных требований. Первое необходимое (хотя и недостаточное) условие получения объективных данных наблюдения - требование интерсубъективности, т.е. данные наблюдения должны быть получены и зафиксированы другими наблюдателями.

Иногда в науке употребляется словосочетание "данные наблюдения". Может показаться, что они даны исследователю в готовом виде. Как правило, они являются результатом научного исследования. Данные наблюдения должны быть очищены от всевозможных наслоений: науку интересуют только объективные, интерсубъективные данные. В качестве таковых в нее включаются не ощущения и восприятия человека, а результаты их рациональной переработки, представляющие собой синтез чувственных восприятий с теоретическими представлениями. Обработка данных происходит как путем их переработки с позиций теоретических представлений, так и с помощью статистической теории ошибок наблюдения. Данные подвергаются стандартизации и систематизации, сводятся в таблицы, диаграммы, графики.

В научном познании наблюдение призвано выполнять следующие основные функции: 1) обеспечение эмпирической информацией, необходимой для постановки проблем и выдвижения гипотез; 2) проверка гипотез и теорий; 3) в терминах наблюдения происходит сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность.

В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется целенаправленным воздействием на объект исследования. Эксперимент является одной из сфер человеческой практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. Эксперимент - это метод научного познания, который характеризуется активным вмешательством исследователя в изучаемый процесс. Экспериментальное изучение объекта или явления имеет определенные преимущества по сравнению с наблюдением, так как позволяет изучать явления в "чистом виде" при помощи устранения побочных факторов; при необходимости испытания могут повторяться и организовываться так, чтобы исследовать отдельные свойства объекта, а не их совокупность. Основная цель экспериментального исследования - получение принципиально новой информации. Эксперимент сложнее наблюдения, он открывает большие познавательные возможности для исследователя, чем наблюдение.

К числу важных проблем, требующих привлечения экспериментального метода, относится, прежде всего, опытная проверка гипотез и теорий. Это самая существенная функция эксперимента в научном исследовании. Не менее важную роль эксперимент играет при формировании новых гипотез и теоретических представлений.

Какой бы эксперимент, однако, ни осуществлялся, он всегда выступает лишь определенным звеном в процессе научного, исследования. План проведения эксперимента, интерпретация его результатов требуют обращения к теории. Без теории невозможно никакое экспериментальное исследование.

Единой классификации экспериментов не существует. Однако выделено и описано множество типов и видов экспериментального исследования. По характеру исследуемого объекта принято различать физические, биологические и т.п. эксперименты. По основной цели различают проверочные (эмпирическая проверка некоторой гипотезы, теории) и поисковые (сбор необходимой эмпирической информации для построения или уточнения какой-либо догадки, гипотезы).

Эксперимент называют прямым, если объектом служит непосредственно реально существующий предмет или процесс. В тех случаях, когда прямое экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднено, экономически нецелесообразно или почему-либо нежелательно, прибегают к так называемому модельному эксперименту, в котором исследованию подвергается уже не сам объект, а замещающая его модель.

Модель - реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая в познавательных процессах оригинал, находится с ним в отношении сходства (подобия). Модели могут быть материальными и мысленными. Результаты, полученные при изучении моделей (например, испытание моделей турбин, плотин и т.д.), в дальнейшем обобщаются на сами предметы.

В последнее время широкое распространение получили эксперименты с использованием ЭВМ. Они важны тогда, когда реальные системы не допускают ни прямого экспериментирования, ни экспериментирования с помощью материальных моделей. С помощью ЭВМ "проигрываются" ситуации благодаря построению логико-математической модели изучаемой системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Также смотрите:

Суточная потребность в витамине Е.
Потребность в этом витамине зависит в значительной мере от диеты. Наличие в еде большого количества белков и жиров увеличивает, потребность в витамине Е.Потребность в этом витамине зависит, и от пола животных - у самцов в 1? выше, чем у самок. Особенно нуждаются в вит ...

Перспективы развития биотехнологии
Центральная проблема биотехнологии - интенсификация биопроцессов как за счет повышения потенциала биологических агентов и их систем, так и за счет усовершенствования оборудования, применения биокатализаторов (иммобилизованных ферментов и клеток) в промышленности, анал ...

Шумерская теория
О происхождении человека и его развитии можно говорить и философствовать сколь угодно долго, и этим, занимаются тысячи людей, которые хотят найти истину. В результате получается огромная свалка фактов, аргу­ментов, легенд и лжи. В истории разных древних народов тема с ...