Основные методы научного естествознания
Страница 1

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффек­тивность того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. Тем самым теория и метод одновременно и тождественны, и различны. Их сходство состоит в том, что они в своем единстве есть аналог, отражение самой действительности.

Будучи едины­ми в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга, но и не совсем тождественны. Они взаимопереходят и взаимопревращаются друг в друга: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в ме­тод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил и приемов, которые возвращают­ся в теорию (а через нее и в практику), ибо субъект приме­няет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе позна­ния и изменения окружающего мира по его собственным законам.

В современном естествознании разнообразные науч­ные методы разграничиваются по реальным основаниям. Здесь преж­де всего выделяются те методы, которые используются на разных уров­нях научного исследования, а именно – на эмпирическом и теоретичес­ком уровням. Исходным здесь является эмпирический уровень исследования. Здесь выявилась целая группа методов. Рассмотрим важ­нейшие из них.

Первым по праву отмечают в этом списке наблюдение, как целенаправленное и организованное воспри­ятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и слож­ным, непосредственным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность исполь­зования приборов и инструментов, компенсируя таким обра­зом естественную ограниченность человеческих органов чувств. Однако при этом в некоторых случаях (например, при изуче­нии явлений микромира) возникает дополнительная необхо­димость учета "возмущающего" воздействия приборов на на­блюдаемый объект. Все это заставляет исследователей коррек­тировать результаты наблюдений, по возможности дублиро­вать их и подтверждать другой информацией об объекте.

Наблюдение является, таким образом, первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания.

Точность и определенность наблюдения может быть существенно повышена при помощи измерения объекта, его свойств и отношений. Измерение представляет собой физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Наблюдение, особенно с включением в него измерения, может натолкнуть исследователя на предположение о необходимой и закономерной, связи, однако само по себе оно совершенно недостаточно для, утверждения и доказательства такой связи. Конечно, опосредованность восприятия органов чувств с помощью приборов и инструментов, неограниченно расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых других недостатков. Так, в наблюдении сохраняется зависимость наблюдателя от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оставаясь в границах наблюдения, изменять объект, регулировать и неограниченно воспроизводить условия наблюдения, словом, управлять объектом и осуществлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в наблюдении носит относительный характер.

Наблюдение как метод познания применяется там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (астрономия, гидрология и т.д.), либо там, где поставлена задача исследования естественного функционирования или поведения объекта (психология, социология и т.д.). Наблюдение предполагает наличие программы исследования, формирующейся на основе прошлого опыта, прошлых наблюдений, установленных фактов, принятых концепций и т.д.

Принято считать, что наблюдение складывается из следующих процедур: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте; выдвижение гипотезы; ее проверка; уточнение результатов, полученных с помощью других методов; иллюстрации,

Наблюдаемые ситуации подразделяются на естественные и экспериментальные, управляемые и неуправляемые наблюдателем, спонтанные и организованные, стандартные и нестандартные, нормальные и экстремальные и т.д.

Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией. В гуманитарных дисциплинах выделяется особый тип - включенное наблюдение, когда наблюдатель становится членом испытуемой группы. Кроме того, наблюдение может быть открытым и скрытым. По упорядоченности наблюдения могут быть случайными и систематическими, сплошными и выборочными; по характеру фиксации - констатирующими, оценивающими и смешанными. В психологии в качестве метода исследования используется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Также смотрите:

Ионофоры
Ионофоры — это довольно разнородная группа соединений, увеличивающих проницаемость мембран для ионов. Один ионофоры, например грамицидин А и аламетицин, формируют в бислое каналы, другие образуют стехиометрические комплексы с катионами и тем самым облегчают транспорт ...

Генная инженерия. Практические результаты.
Эмбриогенез — это феноменальный процесс, при котором информация, заложенная в линейной структуре ДНК, реализу­ется в трехмерный организм. ДНК представляет запись после­довательности аминокислот для построения молекул различных белков. В эмбриональном развитии в разно ...

Метод определения активности ангиотензинпревращающего фермента
Активность АПФ определяли в сыворотке крови нингидриновым методом по образованию гли-арг из кбз-гли-гли-арг при рН 8,2 как активность, ингибируемую каптоприлом. Препарат фермента (40 мкл) смешивали с 20 мкл 35 мкМ каптоприла в 100 мМ Трис-НСl буфере, рН 8,2, или 20 мк ...