Основные методы научного естествознанияСтраница 1
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. Тем самым теория и метод одновременно и тождественны, и различны. Их сходство состоит в том, что они в своем единстве есть аналог, отражение самой действительности.
Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга, но и не совсем тождественны. Они взаимопереходят и взаимопревращаются друг в друга: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил и приемов, которые возвращаются в теорию (а через нее и в практику), ибо субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.
В современном естествознании разнообразные научные методы разграничиваются по реальным основаниям. Здесь прежде всего выделяются те методы, которые используются на разных уровнях научного исследования, а именно – на эмпирическом и теоретическом уровням. Исходным здесь является эмпирический уровень исследования. Здесь выявилась целая группа методов. Рассмотрим важнейшие из них.
Первым по праву отмечают в этом списке наблюдение, как целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным, непосредственным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств. Однако при этом в некоторых случаях (например, при изучении явлений микромира) возникает дополнительная необходимость учета "возмущающего" воздействия приборов на наблюдаемый объект. Все это заставляет исследователей корректировать результаты наблюдений, по возможности дублировать их и подтверждать другой информацией об объекте.
Наблюдение является, таким образом, первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания.
Точность и определенность наблюдения может быть существенно повышена при помощи измерения объекта, его свойств и отношений. Измерение представляет собой физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
Наблюдение, особенно с включением в него измерения, может натолкнуть исследователя на предположение о необходимой и закономерной, связи, однако само по себе оно совершенно недостаточно для, утверждения и доказательства такой связи. Конечно, опосредованность восприятия органов чувств с помощью приборов и инструментов, неограниченно расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых других недостатков. Так, в наблюдении сохраняется зависимость наблюдателя от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оставаясь в границах наблюдения, изменять объект, регулировать и неограниченно воспроизводить условия наблюдения, словом, управлять объектом и осуществлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в наблюдении носит относительный характер.
Наблюдение как метод познания применяется там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (астрономия, гидрология и т.д.), либо там, где поставлена задача исследования естественного функционирования или поведения объекта (психология, социология и т.д.). Наблюдение предполагает наличие программы исследования, формирующейся на основе прошлого опыта, прошлых наблюдений, установленных фактов, принятых концепций и т.д.
Принято считать, что наблюдение складывается из следующих процедур: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте; выдвижение гипотезы; ее проверка; уточнение результатов, полученных с помощью других методов; иллюстрации,
Наблюдаемые ситуации подразделяются на естественные и экспериментальные, управляемые и неуправляемые наблюдателем, спонтанные и организованные, стандартные и нестандартные, нормальные и экстремальные и т.д.
Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией. В гуманитарных дисциплинах выделяется особый тип - включенное наблюдение, когда наблюдатель становится членом испытуемой группы. Кроме того, наблюдение может быть открытым и скрытым. По упорядоченности наблюдения могут быть случайными и систематическими, сплошными и выборочными; по характеру фиксации - констатирующими, оценивающими и смешанными. В психологии в качестве метода исследования используется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения.
Также смотрите:
Открытие кровообращения
Уильям Гарвей пришел к выводу, что укус змеи только потому опасен, что яд по вене распространяется из места укуса по всему телу. Для английских врачей эта догадка стала исходной точкой для размышлений, которые привели к разработке внутривенных инъекций. Можно, рассужд ...
Стандартные клинико-лабораторные показатели
Креатинфосфокиназа (КФК) в сыворотке
Норма: 10-50 МЕ/л при 30С0 (варьирует в зависимости от метода определения).
А. Предосторожности при проведении опыта: фермент нестабилен, содержимое эритроцитов ингибирует активность фермента. Сыворотка должна быть быстро отделен ...
Миграции выдры
Длинные перекочевки вызваны ухудшением кормовых условий или наступлением периода сплошного ледостава на определенной реке (или участке). Известны перекочевки выдр по суше до 15 км. Обычно, чтобы скрыть свои следы, для таких переходов выдра выбирает ночь с сильным снег ...
