Основные методы научного естествознания
Страница 6

Методы и формы познания теоретического уровня также можно разбить на две группы и отразить в таблицах.

Первая группа – это методы и формы познания, с помощью которых создается идеализированный объект, в котором сущностные отношения предстают как бы в "чистом" виде. Вторая группа - методы построения, обоснования и проверки гипотезы, приобретающей статус теории.

К методам построения и исследования теоретического объекта здесь относятся абстрагирование, идеализация, формализация, мысленный эксперимент и моделирование. Формы теоретического познания представлены понятиями, идеями и принципами, идеальными моделями, законами, а также аксиомами и постулатами.

Абстрагирование - есть мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя. Абстрагирование, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются существенные свойства, связи и т.д. На втором -исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, сохраняющую главное. Ни одно исследование не обходится без абстракции, так как абстракция дает возможность, исследуя получившийся идеальный объект, ставший представителем класса объектов, переносить полученные данные на весь класс.

Очевидно, что в зависимости от цели, предмета, а также исходной концепции исследования создаются различные абстракции одного и того же объекта. В этих случаях мы имеем дело с различными способами идеализации реальных объектов. В методологии науки существует метод идеализации, основанный на абстрагировании, но предполагающий мысленное конструирование таких объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном виде.

Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы (например, идеальный газ, абсолютно твердое тело). В результате идеализации реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

С такими же объектами имеет дело и мысленный эксперимент - специфический теоретический метод, конструирующий идеализирован­ные, неосуществимые ситуации и состояния, исследующий процессы в "чистом виде" Особенность этого метода в том, что он позволяет ученому опереться на чувственные представления, сделать наглядными идеализированный объект и процесс, понятия теории наполнить чувственным содержанием. В мысленном эксперименте, например, может участвовать тележка, движущаяся без сопротивления окружающей среды; ракеты, летящие со скоростью света; лифты, падающие в безвоздушное пространство и т п.

В тех случаях, когда изучаемый объект недоступен для прямого вмешательства исследователя или такое вмешательство по ряду причин нецелесообразно, прибегают к методу моделирования. Сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью. В качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя изучаемого объекта. Объект-заместитель называется моделью, а объект исследования - оригиналом (прототипом).

Для всех научных моделей характерно то, что они выступают заместителем объекта исследования, Модели находятся с последним в таком сходстве (соответствии), которое позволяет получить новое знание о данном объекте. Абстрактно-теоретически возможны любые виды моделей. Традиционным является разделение моделей на материальные и идеальные. Вместе с тем, такое разделение дополняется делением их на предметно-подобные (вещественные, субстанциональные и т.д.) и символические (математические, знаковые и т.д.), Модели можно подразделять на объектные (сходство устанавливается между объектом-моделью и объектом-прототипом) и деятельностные (сходство устанавливается между видами деятельности, в которые включены модель и прототип).

Универсальность метода моделирования означает его применимость ко всем областям и этапам научного исследования,

Мысленные модели подразделяются на образные (иконические) и знаковые (символические). Примером образной модели может служить планетарная модель атома, а знаковой - структурные формулы классической химии. Выделяют также смешанные модели, сочетающие элементы изобразительности и знаковости.

Мысленные модели выполняют одновременно функции упрощения, идеализации, отображения и замещения реально существующих сложных объектов. По мере утверждения, дополнения, детализации мысленные модели становятся основой научной теории (модели атомов, газов и т.д.). Подобные модели применяются и в общественных дисциплинах (модель простого товарного хозяйства и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Также смотрите:

Проблема существования и поиска жизни во Вселенной
Представления о том, что Вселенная обитаема, были широко распространены в древности. Можно назвать много имен античных мыслителей от Анаксагора и Демокрита до Лукреция Кара, придерживавшихся этих взглядов. Их аргументы были глубокими, хоть и носили умозрительный харак ...

Классификация по чувствительности к токеинам
1. ХТ (холерный токсин) приводит к постоянной активации аденилатциклазы (подавляя ГТФ-азную активность Аs-субъединицы) 2. КТ (коклюшный токсин) тоже вызывает АDР-рибозилирование α-субъединицы. Однако в этом случае модификация G-белка препятствует его взаимодейст ...

Культурное развитие человека
В археологии четвертичный период подразделяют по-другому в сравнении со шкалой геологического времени. Археологи в пределах четвертичного периода вместо эпох выделяют века, в частности древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит) и новокаменный (неолит), а такж ...