Основные методы научного естествознания
Страница 5

Классификации выражаются в виде текстов на естественном языке, различного рода таблиц, схем. Значение классификации велико в науках, связанных с многообразием исследуемых объектов (биология, география, геология и т.д.). С помощью классификации фиксируются закономерные связи между классами объектов для определения места объекта в системе, обобщаются результаты в развитии определенной области знания, осуществляется переход от эмпирического этапа в развитии науки к теоретическому, предсказываются свойства еще не найденных в действительности элементов. Яркий пример -периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, которая дала возможность предсказать свойства еще не открытых химических элементов.

Одним из методов научного познания является аналогия, посредством которой достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений (чем их больше, тем большую вероятность имеет заключение).

Применение метода аналогии в познавательном процессе требует определенной осторожности. Четкое выявление условий его эффективного функционирования не так просто. История науки свидетельствует о различном отношении к заключению по аналогии как методу получения новых знаний со стороны исследователей. Одни из них видели в нем надежное средство получения достоверных знаний, тем более, что сталкиваться с аналогией, по сути дела, приходится в любом научном исследовании.

Другие исследователи отказывали заключению по аналогии в роли надежного средства познания, Отрицательное отношение к нему обусловлено отсутствием жестких процедур, позволяющих осуществить перенос знания с одного сравниваемого объекта на другой. Возможность их разработки для любых познавательных ситуаций представляется проблематичной и поныне.

Аналогия находится в основании метода моделирования. Модель есть аналог своего прототипа и при переносе знания с модели на прототип, по сути дела, используется умозаключение по аналогии.

В тех случаях, когда возможна разработка четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, умозаключение по аналогии обретает доказательную силу. В качестве таковой системы правил в технических науках широко используется теория подобия. Поэтому в ряде областей знания, применительно к определенным типам задач, метод аналогии может быть строгим и достоверным. В общем же случае этого сказать нельзя, но необходимо стремиться выявлять условия аналогии, при которых корректность вывода по аналогии повышается.

В научном познании выделяются качественная аналогия, количественная аналогия, структурно-логическая аналогия. Ценность метода аналогии существенно возрастает при его использовании совместно с другими методами научного исследования.

Применение рассмотренных методов обработки фактического материала может привести к обнаружению некоторой объективной закономерности, к обобщениям на эмпирическом уровне. Однако исследователь все еще остается на эмпирическом уровне познания, поскольку и гипотеза, и закон - это пока эмпирические формы знания. В чем их гносеологические особенности?

Специфика эмпирической гипотезы состоит в том, что она является вероятностным знанием; носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет почему; обобщает результаты непосредственного наблюдения и выдвигает предположение о характере эмпирических зависимостей; формулируется средствами языка, содержащего термины наблюдения. Примеры таких гипотез: "чем сильнее трение, тем большее количество тепла выделяется", "металлы расширяются при нагревании" и др.

Эмпирический закон - это наиболее развитая форма эмпирического знания, фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента. В этом его отличие как формы знания от теоретического закона, который формулируется в результате теоретических рассуждений.

Исследования последних десятилетий |показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие, механизмы ее создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок,, переход на качественно иной уровень познания, требующий творчества и таланта исследователя.

К теоретическому уровню познания относят все те формы отражения, в которых в логически связанной форме отражаются объективные законы и другие всеобщие, необходимые и существенные связи объективного мира, а также получаемые с помощью логических средств выводы или вытекающие из теоретических посылок следствия. Теоретический уровень представляет собой различные этапы, шаги, ступени опосредованного познания действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Также смотрите:

Выводы
1. Из воды озера Мраморное выделены микроорганизмы различных трофических групп, определенна их численность. Выделенные микроорганизмы являются галофильными, так как растут на средах, приготовленных на основе воды оз.Мраморное, которая характеризуется повышенной минера ...

Работа ионных насосов
Когда мышца сокращается, то на это тратится энергия. Это ясно. Одним из показателей затраты энергии является потребление кислорода. Но оказывается, что кислород потребляется и покоящейся мышцей или нервом. В 1932 г. М. Березина, работавшая в лаборатории английского би ...

Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов: системный, структурный, функциональный, информационный и др.
В современном научном познании особое значение приобретают общенаучные подходы. Они задают определенную направленность научного исследования, фиксируют определенный его аспект, жестко не указывая на специфику конкретных исследовательских средств. Такими подходами явля ...